Гений Дали и реклама

Вы не поверите, но реклама – это тоже искусство. Нетрудно жонглировать штампами, но вот попробуйте создать по-настоящему яркий и запоминающийся образ, и чтобы он непременно при этом был уникальным, новаторским, нестандартным, и мог удивлять или даже ошеломлять потребителя… Слабо? Для этого действительно нужен особый талант, способность мыслить нестандартно и выходить далеко за рамки привычного и обыденного. Много ли сейчас таких гениев «во плоти», способных на заказ, а не по свободному вдохновению, выдавать уникальные идеи буквально «на коленках», и имеющих потенциал небывалого коммерческого успеха? А вот в 20 веке такой уникум был, и создал множество запоминающихся образов, в том числе известных брендов. Многие из образов успешно тиражируются и используются до сих пор: логотип «Чупа-чупс», реклама шоколада Lanvine, слоны на тонких ножках, стекающие часы, глаз времени, диван-губы и многое другое, созданное в графике, живописи, интерьере, ювелирном искусстве, кинематографии, фотографии и, конечно же, в рекламе великим мастером 20 века… догадались? Да, это он, прозванный в свое время «Avida Dollars» - жадным до долларов, Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Дали де Пу́боль – более известный нам как Сальвадор Дали, признанный гением ещё при жизни.

Гений и реклама

Имея в своем распоряжении такую мощную концепцию, как сюрреализм, а также большую долю нахальства, мастер эпатажа не раз попадал и ловко выкручивался из различных ситуаций, ставших впоследствии легендами. Вот одна из них, повествующая о выполнении одного коммерческого заказа…

Однажды Дали получил заказ от одного из парфюмеров на форму флакона духов. Стоит ли удивляться, что у мастера эпатажа это выветрилось из памяти? Это происходило в Нью-Йорке, и Дали сопровождала толпа журналистов, что было вполне естественно для мэтра, где бы он не появлялся. Думая о предстоящей фотосессии иррационального типа и возможной продаже очередной картины, он вдруг вспоминает о презентации, на которой от него ждут готовый эскиз и готовы отвалить за него тысячу долларов. Только вот никаких идей у художника нет, и предъявить на встрече ему нечего. А на сцене его вместе с гениальной идеей уже ждут, и журналисты не сводят с него своих стрекочущих как кузнечики камер. Ничего не остается, как импровизировать… Бережно сложив полученный чек в тысячу долларов пополам, он укладывает его в карман жилета и… прямо перед ним сработала вспышка фотокамеры. Дали уверенно направился к фотографу, как будто так и надо выкрутил у него лампочку из конструкции, вознес ее над головой и изрёк: Дамы и Господа, представляю вам «Flash» - флакон для духов от Дали!

Как говорится, публика неистовствовала, выражая бурный восторг! Дали повернул лампочку цоколем вверх, слегка надавил, она треснула, но не раскололась, а стала более устойчивой. Цоколь послужит будущему флакону пробкой, выполненной из золота – иначе никак, это же Дали! Парфюмер, как и публика, был в экстазе. Только если эта история действительно имела место в той форме, что дошла до нас.

Конечно, Avida Dollars не чурался рекламы и охотно принимал такие заказы. Одним из них стал ролик с рекламой шоколада «Ланвин». Уже нет того шоколада, а ролик всё ещё гуляет по просторам интернета.

ролик Ланвин.jpg

Сальвадор Дали по-французски произносит фразу «Я без ума от шоколада Ланвин», что, учитывая тонкости перевода, можно передать как «Я безумен…» от того же лакомства. Фраза, построена на игре слов. «Я без ума…» можно понять по-разному, и, принимая во внимание эксцентрический образ Сальвадора Дали, и бешено вращающиеся усы маэстро, эту концепцию можно понять.

Еще один ролик, созданный с участием Дали, это реклама авиакомпании Braniff. 

ролик braniff.jpg

 А вот ролик с рекламой Alka-Seltzer, где художник наглядно показывает целебное влияние препарата:
ролик AlkaZeltser.jpg


Пожалуй, самая долговечная в рекламе работа Дали – это бренд «Чупа чупс». Желто-красная розетка немного модифицировалась со временем, но в целом осталась в неизменном виде до сих пор. Мировой бренд известных на всем земном шаре конфет на палочке Дали создал по просьбе своего друга и земляка Энрике Берната, который и придумал круглый леденец. Вся работа по дизайну логотипа заняла не более часа. И вы думаете, что Дали помогал другу бескорыстно? Значит вы ещё не знаете Дали!

chupa-chups.jpg

Дали брал заказы и на иллюстрации к книгам. В результате более чем десятилетнего сотрудничества с издательствами было создано около 200 офортов и гравюр на тему Дон Кихота, Божественной комедии, Фауста, Алисы в стране чудес, Ромео и Джульетты, Декамерона и многих других литературных произведений.

0000_jornal.jpg

Помимо всего прочего, Дали создавал обложки для журналов (и даже издавал свой - Дали ньюс - здесь игра слов: название созвучно известному Дэйли ньюс), винные этикетки и принимал участие в создании логотипа Евровидения. Он не видел в рекламе работы и утверждал, что он берёт деньги, чтобы работать, а под работой понимал исключительно свои творческие изыскания в живописи, скульптуре, дизайне, фотографии и других направлениях современного искусства, которые на тот момент были ему интересны.

Коммерция около Дали

В биографии мастера намешано много всего, и правды, и слухов, и вымыслов, и сознательного искажения и откровенной лжи – все во имя создания нужного впечатления. Попробуй, разберись. Никто никогда не сможет подсчитать, сколько произведений принадлежит руке мастера, так как никто не удосужился вести учёт, сколько оттисков было сделано с его гравюр и литографий, кроме того, была у мастера манера на склоне лет за деньги подписывать тонны пустых листов бумаги… нужно ли уточнять, что потом и за какие деньги будут продавать под подписью великого Дали? Теперь уже никто не скажет, правда или нет, что в Кадакесе под покровом тайны работали четверо художников, писавших в манере Дали картины, а сам мэтр, посмотрев на их работы и ляпнув на них пару мазков ставил внизу свой автограф и продавал за миллионы… Кому интересно, можете почитать воспоминания о Дали - С. Лоуриссенс «Дали и Я» (шокирующие воспоминания арт-дилера, заработавшего огромные деньги на продаже произведений искусства сомнительного происхождения, прежде всего, продавец грешил подделками под Дали). Конечно, имя великого Дали эксплуатировали все, кому не лень, и отделить истину от художественного свиста непросто. Легенда свято хранит свои тайны, на то она и легенда.

Однако мы можем сказать точно: Дали был мастером реалистичной манеры живописи высочайшего класса (по сюжетам и смысловому содержанию картин можно спорить, но только не в технике исполнения); он и только он создал несколько уникальных образов; у него есть действительно гениальные картины; хоть он и не был основателем сюрреализма, однако стал его душой и единственным непревзойдённым его вечно живым символом («Сюрреализм – это Я»); он был неординарной творческой во всех смыслах личностью – и этого у него никак не отнять…

0000_hleb.jpg