
Голубь мира Пикассо. Неизвестные факты
Рассматривая вклад известных художников в дело создания всемирно известных символов, нельзя не остановиться на Пабло Пикассо и его Голубке.
Пожалуй, самый известный символ мира – голубка, несущая зеленую ветвь. Но мало кто знает, что автором этого общественно-политического «логотипа» являлся такой известный испанец, как Пабло Пикассо.
Будучи основоположником кубизма (одно из направлений постимпрессионизма), работал в оригинальной манере, и несомненно, имел уникальный «почерк», который не всегда совпадал с «политикой партии». Имел множество подражателей и не меньшее количество противников своего творчества, но, тем не менее, в 20 веке он один из немногих художников, оказавших воздействие на искусство. Он создал более двадцати тысяч произведений и, по официальным оценкам экспертов, стал самым «дорогим» художником за всю историю. Одна его картина, к примеру, была продана за более чем 179 млн долларов – и этот рекорд ещё никто не превзошёл! По подсчётам 2008 года весь объём продаж полотен этого автора составил 262 миллиона долларов, и это только по официальным отчётам). И поэтому неудивительно, что произведения этого мастера занимают прочное место в приоритетах воров-похитителей произведений искусства. Как показал опрос одного из журналов в 2009 году, а опрашивалось около 1,4 млн человек, Пабло Пикассо выбран лучшим создателем художественных произведений за последние 100 лет.
Но, вернёмся к созданию всемирно известного символа.
Белый голубь мира, создан Пикассо в 1949 году и имеет несколько вариантов, при этом стал самым знакомым символом мира, «облетевшим» весь мир.
Был нарисован в качестве эмблемы Всемирного конгресса сторонников мира (что было очень актуально в послевоенные годы), который проводился 20-25 апреля 1949 года в Париже и Праге.
Первый образ Голубки в 1949 году был совсем не похож на последующие знакомые всем сейчас варианты. На плакате конгресса, по выбору Луи Арагона, было напечатано изображение, представляющее собой реалистическое (не стилизованное) изображение сидящего на земле голубя, без оливковой ветви и с лохматыми лапками. Прототип изображения – подарок Анри Матисса – живой голубь, который жил в то время у Пикассо. Плакат был изготовлен литографским способом, и многочисленные оттиски разлетелись по многим музеям мира.
На выбор Арагона Пикассо ответил саркастическим замечанием: «Бедолага! Он совсем не знаком с голубями! Невинность этой птицы – полная чушь! Эти пернатые бывают жестокими. Некоторые могут насмерть заклевать своих же собратьев, если те им чем-то не угодят, и это поистине кровавое действо! И он представляет так символ мира?!»
В полдень Луи Арагон забрал рисунок у автора, и к вечеру в Париже уже расклеивали афиши с голубкой. Пикассо сам не мог предположить эмоционального воздействия своего творения, пока не увидел увеличенное изображение, размещенное в зале Конгресса. В свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной идеей людей, парила она – голубка!
Осенью того же года в Нью-Йорке голубке присуждена памятная медаль от Академии изящных искусств Филадельфии.
Об отношении Пабло Пикассо, на тот момент коммуниста, к этому мотиву рассказывает Эренбург Илья:
«В день, когда стартовал Парижский конгресс, мы обедали в мастерской художника. По счастливому совпадению в тот день у Пабло родился ребёнок – девочка, которую нарекли Паломой (в переводе с испанского – голубь). В тот день на ланче присутствовали Поль Элюар, Пабло и я. Разговор зашёл о голубях, и Пикассо поведал, что его отец, тоже живописец, позволял маленькому Пабло дорисовывать у написанных отцом птиц лапки. Что же касается голубей вообще, то Пабло любит этих птиц и часто содержит их у себя. Веселясь, он рассказывал, какие это непримиримые пернатые, любят устраивать серьёзные потасовки, и возникает вопрос, как же они стали мирным символом? Разговор Пабло перевел в просмотр своих эскизов для плаката, которых оказалось более ста штук, он будто предвидел. Что этим летающим созданиям предстоит великое будущее, и в скором времени они разлетятся по всему миру».
Будучи выбранной в качестве эмблемы конгресса, голубка Пикассо стала символом движения «за мир» и постепенно переместилась в символы партии коммунистов, которые в те годы применяли ее в коммунистических демонстрациях на Западе. На Берлинском мирном конгрессе в 1952 году над сценой, напечатанная на баннере, парила Голубка. К тому времени рисунок стал лидером мирной символики и в 50-60 годы 20 века играл важную роль в пацифистской пропаганде. Слово «голубь» ассоциативно становится синонимом мирного решения проблем, компромисса и согласия. В то же время оно диаметрально противоположно «ястребам», которые были символами радикализма, «железной руки» и прочих «крутых мер»…
Пабло Неруда писал: «Голубь мира Пикассо летает по всему миру, и никто не прервёт его полёт, даже птицелов-преступник…»
Насколько символ приклеился к автору, иллюстрирует известный анекдот советского времени:
В Париже проходит выставка художников, а Пабло Пикассо где-то потерял свой билет. На входе его не пропускают:
- Вы можете доказать, что вы тот самый Пикассо?
Художник одним быстрым росчерком начертал голубя и его пропустили.
Фурцева тоже хотела пройти, но обнаружила, что забыла пригласительный. Её тоже не пропускают.
- Я министр культуры СССР!
- Как можете доказать? Вот Пикассо тоже без билета, и он рисовал.
- А кто такой Пикассо?
- Все в порядке, можете пройти, госпожа министр культуры.
Брайан Блессид (британский актёр) в интерьвью The Telegraph рассказывал о своей встрече с Пикассо. Встреча состоялась в 1950 году, на тот момент Брайану было около двенадцати лет. Ребёнок подошёл к мэтру и по детской наивности попросил его что-нибудь нарисовать, если тот в самом деле «тот самый Пикассо». Художник не отказался и быстро начиркал «голубя мира», однако мальчик не был впечатлён и пробормотал что-то вроде: «вы не Пикассо, а это не голубь», на что мастер ответил, что впервые слышит подобную критику, а неразумный мальчик бросил на пол бумажку с рисунком, тем самым «выбросив около 50 миллионов фунтов (примерно 75 миллионов долларов) на ветер». Но нашлись те, кто благоразумно подобрал тот самый клочок бумаги, и сейчас его бережно хранят в галерее Шеффилда в качестве символа Всемирного конгресса мира. Когда Брайан вырос, он признал, что тот случай с бумажкой стал для него «самым суровым финансовым уроком».