
Самые коммерчески успешные образы Сальвадора Дали
Основная масса людей делится на две примерно равные части: первая – это поклонники творчества эпатажного мастера, а вторая – противники, считающие художника мягко говоря чудаком или сумасшедшим. Уж очень непривычное искусство предстает перед зрителем, не говоря уже об образе самого художника, шокирующего публику при «выходе в свет» с оцелотом на поводке и селедкой в кармане. Не будем спорить, на вкус и цвет, как говорится, фломастеры разные. Однако нельзя не признать, что из своего образа Дали создал (не без помощи Галы) коммерчески успешный бренд: набриолиненные усы, лихо торчащие вверх, неповторимый пронизывающий и узнаваемый взгляд «выпученных» глаз, мантия в пол, скандальные выходки – всё это, как и его творчество в целом, подчинено одной общей концепции сюрреализма.
История эпатажного художника
Самый известный на сегодняшний день каталонец был фантастически работоспособен. Еще в юном возрасте он с блеском поступил в Академию Сан-Фернандо в Мадриде, хотя рисунок, необходимый для сдачи вступительного экзамена был по размеру гораздо мельче требуемого. Экзаменаторы были восхищены мастерством, с которым он был нарисован. Молодой Сальвадор много работает с кубизмом и дадаизмом, ищет новые подходы в этих направлениях постимпрессионизма и ищет свой стиль в живописи, при этом достигая непревзойденных высот в академическом стиле изобразительного искусства. Однако, закончить Академию начинающему художнику не удалось: он был с позором изгнан из стен Альма Матер на последнем курсе обучения. А что бы вы думали, кому из преподавателей понравится заносчивый студент, ни в грош не ставивший авторитет педагогов и считающий себя намного талантливее всех?
Очень рано Сальвадор Дали увлекается идеями З. Фрейда, который, несомненно, оказал влияние на основы идей сюрреализма. Примерно в то же время он знакомится с признанным мастером и основоположником кубизма Пабло Пикассо, чьё творчество производит неизгладимое впечатление на молодого каталонца.
Переломным моментом в жизни тогда ещё никому не известного художника становится знакомство с Галой (Галиной Дьяконовой), которая на долгие годы станет для Сальвадора неизменной музой и импрессарио.
Работы, созданные Дали в молодом возрасте, не отличаются особым академизмом. Однако в более поздних периодах Сальвадор возвращается к классической манере живописи, оттачивает технику и преуспевает в этом, хотя сами сюжеты далеки от общепризнанных канонов и изобилуют оригинальными образами. Он считал, что художник, овладевший в совершенстве реалистической манерой письма, может себе позволить какие угодно, даже самые экстравагантные, эксперименты в творчестве. Позднее, соединив в своих работах несоединяемое, в поразительно реалистичной манере он как бы овеществлял несуществующие образы, придавая фантазии реальность. Удивительны и его двойственные образы, построенные на оптических иллюзиях. Дали был мастером таких иллюзорных образов, удивляя зрителей соединенными в одних линиях, мазках и светотени, и сменяющими друг друга, возникающими и ускользающими изображениями…
Возвращаясь к образам Дали, давайте вспомним самые запоминающиеся, ставшие самыми коммерчески-успешными из них.
1. Тающие часы. Впервые появились в картине «Постоянство памяти» в 1931 году и с тех пор сначала кочевали от картины к картине самого Дали, потом «ушли в народ» в виде всевозможных сувениров, реальных часов антропоморфной формы, украшений, предметов интерьера и пр. Такая растекающаяся форма часов – символ нелинейности и текучести времени. Три циферблата на картине – прошлое, настоящее и будущее. Лежащие слева твердые часы, перевернутые циферблатом вниз – символ объективного времени.
Как возник образ: в то время, как Гала часами моталась по различным местам, пытаясь пристроить произведения Дали куда-либо, Сальвадор скучал в одиночестве (а дело было в Париже), разглядывая неоконченный пейзаж Порт-Льигата… что-то в нём не хватало. Проголодавшись, художник подошел к столу, на котором в тарелочке от жары «потек» сыр… Вот он, инсайт… моментально сложился образ, и к возвращению Галы одна из самых знаменитых картин была готова.
2. Диван-губы. Имеется ввиду изначальный образ – комната-портрет Мэй Уэст, которую поныне можно видеть в музее Дали в Фигейрасе. Диван – часть этой самой композиции. Ярко-красный диван необычной формы стал воплощением сексуальности и своеобразным эротическим символом эпохи Дали. Впоследствии автор усовершенствовал форму вместе с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой, и диваны стали выпускаться в тираж в красном, черном и белом цветах. На этом символ не остановился и трансформировался во флакон духов «Дали», всевозможные сувениры (куда же без них) и другие декоративные предметы интерьера.
3. Глаз времени. Изначально это была брошка, выпущенная в количестве 20 штук и ставшая желанным лотом всевозможных торгов. Ещё бы - помимо того, что её создал Великий Дали, при создании ювелирного изделия применялась платина, инкрустированная бриллиантами, в уголке «глаза» вставлен рубин-кабошон, в центре золотые часы в голубой эмали… и вся эта роскошь размером около восьми сантиметров. Уже в наши дни одна из этих подлинных брошей была продана на аукционе за 75 тыс. фунтов стерлингов. Но не стоит унывать! Знаменитый образ доступен сейчас как в драгоценно-ювелирном исполнении (осовремененный вариант), так и в виде бижутерии. Очень много подобных изделий в Барселоне на бульваре Рамбла. Будете в Каталонии – непременно пройдитесь на Рамбла по бижутерным развалам – там их множество, и непременно найдёте милое колечко или целый «гарнитур» на тему «Глаза времени». Образ не может не цеплять: ведь око видит всё - и прошлое, и настоящее, и будущее; от него не спрятать собственную суть, и никто не сможет остановить или повернуть время, чтобы повлиять на прошлое или изменить то, что только предстоит… В символе скрыт глубокий философский смысл. Сейчас встречается этот символ и в виде настенных или настольных часов…
4. Выдвижные ящики. Встречаются во многих работах Дали и символизируют скрытый внутренний смысл и его извлечение. Размещённые в человеческих телах они повествуют о скрытых желаниях, тайнах, мыслях и памяти, которые нужно прятать от посторонних. Вероятно, концепция основана на работах Фрейда о тайных, скрытых, подавленных желаниях, своеобразные «Тайники мысли».
В жизни данный образ воплотился в предметах мебели оригинальных форм, скульптурах разного размера и, конечно же, в мелких сувенирах.
5. Слон на тонких ножках. Присутствуют на картине «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения», и в «Искушении святого Антония»... Потом стали бродить по другим картинам Дали, немного видоизменяясь от полотна к полотну. Сила и мощь самых крупных млекопитающих противопоставляется хрупким тонюсеньким ножкам-спицам… ничего не напоминает? По смыслу что-то вроде синонима «колосс на глиняных ногах», только вместо глины несоразмерно длинные и тонкие, неустойчивые подпорки-ходули. Сейчас слоники на тонких ножках уверенно шагают по миру в виде садовых скульптур (вроде той, что стоит в саду замка в Пуболе, резиденции Галы), предметов интерьера, сувениров различных размеров (успешно продаваемый символ – грех не воспользоваться).
6. Двойственные образы. В картинах Дали спрятано много интересного. Лебеди трансформируются в слонов и обратно, а Бюст Вольтера – в странную парочку. Что это, как не искусно созданная иллюзия, основанная на оптических эффектах и особенностях восприятия человека. В сочетании с мастерским исполнением получается шедевр, способный удивлять!