
Логотиповедение. Классификация логотипов
Каждому предпринимателю рано или поздно предстоит столкнуться с разработкой логотипа, но не все знают, на что нужно обращать внимание при разработке, как правильно поставить задачу дизайнеру и объяснить, что же ему нужно. Часто бывает и так, что заказчик и сам не вполне представляет, какой логотип он хотел бы иметь, ведь он никогда еще не сталкивался с такой задачей и не владеет полной информацией, какие логотипы вообще бывают. Поэтому в этой статье я постараюсь «разложить по полочкам» основные классификации логотипов по их форме, содержанию, графической стилистике и прочим категориям, какие существуют в настоящее время. И надеюсь, что эта информация поможет вам определиться, какой логотип вам нужен.
Итак, начнем. Основная классификация логотипов обычно включает в себя три вида: шрифтовой, графический и комбинированный. Рассмотрим их подробнее.
1. Шрифтовой логотип – представляет собой буквенное или цифровое написание. Здесь большое значение имеет шрифт, которым написано слово или аббревиатура. Такой логотип легко читается и воспринимается законченным объектом. Примером аббревиатуры-логотипа можно привести монограммы, так популярные в 18-19 веках, состоящие из ФИО владельца. Дамы вышивали его на уголках платочков, скатертях, постельном белье… иногда его наносили на фамильное серебро и ювелирные украшения, передающиеся по наследству. Конечно, такие метки имели вначале вполне утилитарное назначение: так можно было быстрее опознать, например, украденные драгоценности. Позднее и аббревиатуры, и отдельные слова, написанные необычным или самым обыкновенным способом, нередко становились неотъемлемой частью имиджа владельца. Это могли быть как личные знаки, так и своеобразные торговые марки. Ну а сейчас такая форма логотипов не утратила своей актуальности и по сей день мы сталкиваемся с ней довольно часто.
Шрифтовой логотип может быть:
- простой рубленый:
- каллиграфический:
- амбиграммический (такие логотипы читаются, если их перевернуть):
- комбинированный (когда сочетаются различные шрифты). В большинстве случаев рекомендую не сочетать более 2 шрифтов - если один из них сложный - второй должен быть простым:
- рисованный (когда буквы не написаны готовыми шрифтами, а нарисованы специально для этого логотипа):
- буквицей и монограммой:
- пиктограммой:
- трансформированным (когда буквы искажаются, гнутся или деформируются другим способом; изгибаются по дуге и пр...)
2. Графический логотип – некий изобразительный элемент, не включающий буквенных или цифровых компонентов. Отдельно от определяющих надписей применяется крайне редко и только такими компаниями, как Найк, Адидас, Ауди, Пепси и пр. Хотя в нашей стране вполне узнаваемы такие элементы у Сбербанка, Билайна и, конечно, кто же не знает олимпийских колец...
Графический логотип может быть:
- геометрическим (круглым, квадратным, треугольным, овальным и пр.; может быть как простым, так и сложным, как прямым, так и трансформированным)
- рисованным (имитирующим рисунок или являющимся таковым; может быть как стилизованным, так и реалистическим, как одноцветным, так и цветным)
- пиктограммой (стилизованным упрощенным изображением-значком):
- абстрактным элементом (простые или сложные, часто геометрические, но неопределенные формы как одноцветной, так и многоцветной гаммы)
- простым узнаваемым элементом (капля, спираль, линии, «волны», точки, звезды, солнце, листок, мазок, ракушка, бабочка и пр.):
- стилизованным (упрощенные изображения животных, людей, растений, предметов и пр.)
- узорным (простые и сложные узоры и орнаменты, виньетки и пр.)
- реалистическим (когда изображение в графическом логотипе выполняется в реалистической манере, сложное по исполнению и внешнему виду; бывают как одноцветными, так и полноцветными):
- геральдическим (напоминающим герб):
- комбинированным (т. е. такой графический элемент может сочетать некоторые из приведенных в этом разделе видов графических элементов). Многие из приведенных выше образцов можно отнести как раз к разным подразделам одновременно. Реалистические логотипы, например, можно в то же время отнести и к рисованным, а некоторые сложно нарисованные - к реалистическим.
3. Комбинированный логотип – встречается чаще всего. Как правило потому, что является наиболее информативной и законченной формой. Включает и графический элемент, и шрифтовое написание, чаще название фирмы или наименование торговой марки. Внутренняя классификация таких логотипов повторяет градацию шрифтовых и графических логотипов, и часто комбинируется.
И еще, например, логотип любого из трех этих видов можно разделить на закрытый и открытый.
Закрытый логотип как правило заключен в круг, квадрат, овал или любую другую геометрическую или фантазийную форму и имеет замкнутый контур.
Открытый логотип замкнутых контуров не имеет.
Полуоткрытый (или полузакрытый) логотип – открыт или закрыт частично.
Любая из этих форм имеет право на существование, и теперь вы можете руководствоваться и своим личным вкусом: нравится Вам та или иная форма или нет, подходит та или иная форма логотипа для представления вашей фирмы или нет.